Велоинфраструктура: быть или не быть?

16 мая в Калининградской Общественной палате прошел круглый стол, посвященный вопросам организации транспортной инфраструктуры для велосипедистов и развития велодвижения в Калининграде.

В качестве основныого докладчика выступил директор Детско-юношеской спортивной школы №8 по велоспорту Геннадий Михайлов. Участниками стола также были представители ряда региональных министерств и администраций городов области, включая начальника Управления дорожной инфраструктуры мэрии Калининграда Антона Мальцева, упорно именуемого «главным по велодорожкам», члены Общественной палаты, представители общественных организаций и велоактивисты.

Геннадий Михайлов обратил внимание присутствующих на позитивные аспекты развития велодвижения, в том числе пользу для здоровья, и готовность горожан активно пользоваться велосипедом – при наличии соответствующей инфраструктуры. Было отмечено, что в условиях ее неразвитости велосипедисты, как правило, ездят по тротуарам, так как ездить по дорогам – опасно. В итоге самой незащищенной категорией горожан оказываются пешеходы. «Велосипед – это транспорт, и место ему на дороге». Спикер призвал рассматривать велосипед, прежде всего, как транспорт для коротких перемещений, а не гаджет для занятий спортом или развлечений. Также были высказаны предложения разработать, в том числе с привлечением зарубежных экспертов, концепцию развития велоинфраструктуры, не забывая об информационных кампаниях для школ, предприятий и горожан, и заниматься развитием велоинфраструктуры системно. В качестве успешного примера реализации комплексного подхода к развитию велоинфраструктуры был приведен Альметьевск, город в Татарстане, успевший заслужить звание «велосипедной столицы России».

Остальные выступающие фактически поделились на два лагеря.

Одни призывали развивать велоинфраструктуру и эко-мобильность в целом, указывали не недостатки существующей, говорили о конкретных решениях (например, веломаршруте до морского побережья или кольцевого маршрут по области в целом), акцентировали внимание на необходимости создания полноценной веломаршрутной сети, а не прокладки отдельных, непонятно куда ведущих, дорожек. С тем, что отдельные отрезки велодорожек не решают проблемы, согласился и Антон Мальцев, также сообщивший, что администрацией города намечен вектор развития – при строительстве и реконструкции тротуаров предусматривать велодорожки.

Прозвучало и предложение начать «строительство» сети городских велодорожек с прокладки почти 15-километрового вело-, а с ним и пешеходного маршрута, по историческому Зеленому поясу Шнайдера, осмысливаемому сегодня как Парковое кольцо.

Другая часть выступавших пугала авариями, кивала на отсутствие денег, приуменьшала значимость велодвижения, хвалила уже существующую велоинфраструктуру (напомним, это порядка 23 км велодорожек на весь город).

Зам. начальника отдела надзора регионального Управления ГИБДД Тимур Зигангиров напомнил о печальной статистике жертв ДТП среди велосипедистов и сообщил, что самым опасным днем недели для них, согласно имеющимся данным, является вторник. При этом специалист не ответил на вопрос из зала, можно ли все-таки ездить на велосипеде по тротуару, сославшись на Правила дорожного движения, в которых «все написано». На всякий случай, написано там вот что:

«24.2. Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет:

по тротуару или пешеходной дорожке — в следующих случаях:

отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним, а также по правому краю проезжей части или обочине;

велосипедист сопровождает велосипедиста в возрасте до 14 лет либо перевозит ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, в велоколяске или в прицепе, предназначенном для эксплуатации с велосипедом.»

Не увидел перспектив развития велодвижения, несмотря на название представляемой организации, Константин Власков из Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию области. «Как перейти к развитию сети, если ее нет совсем?» — философски заметил он. И резюмировал: денег нет, сделать ничего невозможно.

Но всех пессимистов переплюнул член Общественной палаты, юрист Алексей Елаев, заявивший, что велосипед – это маргинальное средство передвижения, а велосипедистов слишком мало, чтобы стоило говорить о создании велоинфраструктуры как приоритетном направлении городского развития. «Велоактивист – это как пользователь  фейсбука… С таким же успехом можно говорить о поддержке дельтапланеров или байдарочников», — заявил Елаев.

Присутствующие были несколько озадачены и даже обижены такой постановкой вопроса.

Впрочем, уважаемый юрист по-своему прав: пока, увы, и велосипедисты, и пешеходы в нашем городе — где редкость не только качественная велодорожка, но и добротный тротуар, а деревья вырубаются под строительство парковок, — находятся в положении маргиналов.