Отношение калининградцев к культурно-историческому наследию города: по материалам социологического исследования, 2014

Калининград (бывший Кенигсберг) является уникальным городом с многовековой историей, сочетающим элементы архитектуры и городской среды разных культур и эпох, а также память о тех из них, которые были разрушены – во время или после II Мировой войны. Бережное отношение к этому наследию, сохранение и восстановление его объектов являются не только фактором, формирующим городскую идентичность и образ Калининграда, показателем уважения к исторической памяти, но и условием его дальнейшего социально-экономического и культурного развития.

В последние годы, ввиду постепенного уничтожения (или его угрозы) оставшихся объектов культурно-исторического наследия Калининграда (и в целом – региона) — брусчатки, системы городского трамвая, Профессорского кладбища, немногих почти целиком сохранившихся районов исторической застройки (напр., Амалиенау), отдельных градостроительных и архитектурных объектов, — тема его сохранения активно обсуждается городской общественностью. Однако, она не относится к числу приоритетных ни для городских властей, ни для предпринимательских кругов, ставящих во главу угла экономическую выгоду, ни для структур РПЦ (Калининградской епархии которой в 2010 г. были переданы около 50 объектов довоенного культурного наследия региона, включая здания Областной филармонии и Кукольного театра). Соответственно, конструктивный диалог между заинтересованными сторонами – горожанами, властями, бизнес-структурами, церковными структурами – не складывается. При этом чиновники для оправдания своих решений нередко апеллируют к общественному мнению. Оценка его и была целью социологического опроса, проведенного в 2014 году по репрезентативной выборке взрослого населения Калининграда (N=507, ошибка выборки 4,7% (P(t)=0,95).

С точки зрения калининградцев, культурно-исторического наследие города наиболее явно выражается в материальных приметах прошлого – памятниках, зданиях, архитектурных объектах, и в меньшей степени – в традициях и укладе жизни. В связи с последним примечательно, что три четверти опрошенных калининградцев отмечают, что хотят знать больше об истории города.

Наследие самого Калининграда-Кенигсберга для горожан олицетворяют образцы и памятники истории всего периода существования города, прежде всего, довоенного времени. Причем, как показывают наши исследования, доля жителей города (и региона в целом), которые считают его символами объекты и памятники немецко-прусского прошлого, постоянно возрастает.

Город воспринимается большей частью (почти двумя третями) его жителей как современный, благоустроенный, удачно сочетающий элементы западной и российской архитектуры. Однако, около трети калининградцев считают его обычным российским городом с некоторым числом старых зданий и неразвитой инфраструктурой. В то же время наличие в городе объектов и архитектурных памятников различных исторических эпох рассматривается как один из основных факторов туристической привлекательности Калининграда: его отмечают 44% опрошенных калининградцев.

Подавляющее большинство горожан поддерживает идею сохранения культурно-исторического наследия Калининграда (аналитический индекс 0,76). Наиболее выражена данная позиция у более образованной части горожан; сторонники заботы о наследии в равной степени представлены в группах респондентов разного возраста и с разным уровнем дохода.

Большинство (более двух третей) опрошенных считают важным – в контексте современного развития города – сохранение элементов культурно-исторического наследия Восточной Пруссии, присутствие которых в городской среде и делают Калининград привлекательным. Часть калининградцев придерживается иной точки зрения: 16,2% опрошенных полагают, что город имеет собственное лицо, на котором не отразится исчезновение памятников старины, еще 8,5% считают его российским городом, на котором пагубно отразится культивирование западной культуры.

К числу элементов восточно-прусского культурно-исторического наследия, в отношении которых местная власть в последние годы буквально ведет войну, относятся брусчатка и система городского трамвая.

Активное снятие брусчатого покрытия с калининградских улиц привело к появлению в начале 2012 года инициативной группы «Спасем брусчатку», благодаря деятельности которой удалось добиться признания (по крайней мере, декларативного) каменных мостовых исторической ценностью города и сохранить облик нескольких городских улиц. Однако, процесс замены брусчатки на асфальт не был остановлен полностью: принимая соответствующие решения, городские власти ссылаются на автомобилистов и женщин на каблуках, чьи интересы якобы ущемляет каменное покрытие. Опрос, проведенный летом 2012 г., показал, что подавляющее большинство (84,3%) калининградцев в той или иной степени поддерживает необходимость сохранения брусчатого покрытия улиц в исторических зонах города (аналитический индекс 0,60). Около половины участников опроса 2014 г. (48,8%) указали, что брусчатка является элементом культурно-исторического наследия, который придаёт городу особый шарм и который должен быть сохранен, особенно в исторических зонах города. Только 13% респондентов не видят никакой ценности в брусчатке, еще около трети плохо представляют, как могут сочетаться брусчатое покрытие и современный ритм городской жизни.

Что касается самого старого в России трамвая, то две трети (65,9%) калининградцев, опрошенных в 2014 г., справедливо считают его не только неотъемлемой частью городской транспортной системы, но и образа города в целом, который необходимо сохранить. Бесполезным видом транспорта, создающим проблемы для остальных участников дорожного движения, его называет четверть опрошенных (25,8%), среди которых – судя по систематическому закрытию трамвайных маршрутов (их число сократилось с 11 до 2) – и чиновники мэрии.

Еще одной проблемой, имеющей непосредственно отношение к культурно-историческому наследию города, является его точечная застройка, в том числе высотными зданиями. Точечная застройка Калининграда, особенно его исторической части, расценивается большинством горожан (61,8%) как неприемлемая, поскольку портит облик города и его исторических зон. Нельзя не отметить и наличие среди горожан тех (23,8%), кто считает точечную высотную застройку оправданной потребностями современного человека.

Доля респондентов, выразивших согласие с утверждениями

Точечное высотное строительство в исторических зонах города, снятие брусчатки с ряда городских улиц, наряду с застройкой скверов и размещением рекламных конструкций на исторических зданиях, рассматривается большинством (более трех четвертей) горожан как ущерб, потери для Калининграда и его культурно-исторического наследия.

Помимо того, острота проблематики сохранения культурно-исторического наследия хорошо видна на примере отдельных его объектов, в свое время разрушенных и так и не восстановленных, либо разрушающихся прямо у нас на глазах. К числу первых относится знаменитый Королевский замок, заложенный в XIII веке, пострадавший в годы II Мировой войны и уничтоженный в к. 1960-х: 90,7% калининградцев с ним ассоциируют деструктивное отношение к культурно-историческому наследию города. Среди вторых – дом с Кройц-аптекой на ул. Фрунзе, который руинизировался за последние годы при попустительстве местных властей.

Примечательны в этом отношении комментарии пользователей известного туристического сайта Tripadviser, среди которых, например, такой:

Кройц-аптека — нагляднейший пример невежественного отношения к памятникам старины. Полное неуважение к древней и богатейшей культуре наших предшественников. Прекраснейшее здание разрушается с каждым днем! А ведь все это — отличная приманка для туристов и просто красивый дом

Вместе с его автором о потере здания, выполненного в стиле модерн, сокрушаются 68,0% участников опроса.

В то же время горожане являются свидетелями и других действий, отражающих возможные конструктивные подходы к сохранению культурно-исторического наследия Калининграда. Среди них: восстановление Кафедрального собора (именно он чаще всего – в 97,4% случаев – видится калининградцам примером правильного отношения к городскому наследию), реставрация Королевских ворот (94,1%), постройка этнографического и торгово-ремесленного центра Рыбная деревня, стилизованного под архитектуру довоенного Кенигсберга (86,4%) а также недавняя ревитализация Закхаймских ворот, превращенных — усилиями группы энтузиастов и с помощью краудфандинга – в популярную площадку культурных проектов Арт-платформу «Ворота» (68,3%).

С 2013 года реализуется градостроительный проект «Сердце города», направленный на системное решение проблемы регенерации исторического центра Калининграда, включающего 12 территорий. В его рамках в 2014 году прошел международный градостроительный конкурс проектов застройки центральной части «Сердца города» — Королевской горы (территории, прежде занимаемой Королевским замком) и прилегающей к ней территории. Итогом конкурса стала градостроительная концепция развития исторического центра, как основа для разработки градостроительной документации   и регламентов использования территорий.

Оценивая в ходе опроса возможные перспективы развития проекта «Сердце города», более половины (59,9%) калининградцев отметили, что при реконструкции исторического центра следует совместить сохранение исторических объектов и современную архитектуру и дизайн. Доли респондентов, придерживающихся полярных позиций относительно регенерации центра – «постараться максимально восстановить довоенный облик города» и «построить его в соответствии с новейшими тенденциями архитектуры и дизайна» — примерно одинаковы, но сравнительно невелики (16,4% и 13,4% соответственно).

При этом около половины опрошенных горожан (44,9%) считают, что реконструкция исторического центра будет полезной для калининградцев и привлечет туристов. 12,6% опрошенных относятся к идее восстановления центра отрицательно, считая его пустой тратой денег; треть респондентов (34,2%) связывает свое мнение с качеством реализации проекта.

Более половины опрошенных калининградцев (55,8%) полагают, что городская администрация и правительство области уделяют недостаточно внимания вопросам сохранения и реставрации памятников городской истории. В то же время около пятой части горожан (18,3%) полагает, забота о культурном наследии не относится к числу наиболее актуальных в настоящее время.

Оценка горожанами отношения к культурно-историческому наследию Калининграда местных властей

Признавая ответственность местных и региональных властей, горожане выражают готовность к участию в различных активностях, направленных на сохранение культурно-исторического наследия Калининграда. Прежде всего, это подписание петиций в защиту тех или иных объектов наследия (56,5%). В субботниках по очистке и облагораживанию территорий, прилегающих к памятникам истории и культуры, готовы участвовать 24,6% респондентов, в пикетах и митингах в защиту объектов наследия – 21,6%, жертвовать деньги на их восстановление – 23,8% опрошенных. Только 16,6% участников опроса не готовы делать ничего на благо сохранения культурно-исторического наследия города.

В то же время уровень реальной активности калининградцев в каждом из возможных направлений гораздо ниже предполагаемого. Более половины (58,6%) горожан к моменту опроса не участвовали ни в каких видах деятельности по сохранению культурно-исторического наследия Калининграда.  16,6% опрошенных, по их словам, участвовали в субботниках на территории памятников истории и культуры, 11,0% — подписывали обращение, петицию, 4,3% — жертвовали деньги на восстановление каких-либо объектов культурного наследия, 4,1% — выходили на пикет или митинг в их защиту. Популярным, однако, практически малозначимым, является обсуждение проблематики сохранения наследия истории и культуры Калининграда, в том числе в социальных сетях (16,6%). То есть горожане в большинстве не готовы выступать в качестве непосредственных инициаторов или субъектов той или иной активности в защиту культурного наследия, а лишь пассивно поддерживать чужую инициативу в этом направлении.

Реальная и возможная активность горожан
по защите культурно-исторического наследия

Подобные данные, хотя и свидетельствуют о наличии серьезного потенциала гражданского участия в деятельности по сохранению культурно-исторического наследия Калининграда, все же ставят под сомнение возможность эффективного давления городской общественности на власть в этих вопросах. Только лишь понимания всей ценности культурно-исторического наследия уникального российского города недостаточно. Необходима систематическая работа с целью добиться от местных чиновников конкретных решений и мер по восстановлению и защите памятников истории и культуры, которой на сегодняшний день занимаются немногочисленные городские активисты.

В последнее время тенденция к обесцениванию восточно-прусского наследия Калининграда усилилась. Казалось бы, оставшаяся в прошлом советская риторика «борьбы с «неметчиной», подразумевающая, что местные традиции и созданные на их базе материальные ценности подлежат «безусловное уничтожение как воплотившее в себе всё самое реакционное и человеконенавистническое в мировой истории», возрождается, теперь уже под предлогом продвижения «русского мира».

Удастся ли калининградцам – в условиях политического давления и экономического кризиса – суметь защитить культурно-историческое наследие своего города? Каким город встретит 2024-й – год 300-летия со дня рождения И. Канта и объединения трех исторических городов в единый Кенигсберг? Во многом это будет зависеть нас самих, от нашей способности взять на себя ответственность за сохранение культурно-исторического наследия нашего города перед мировой историей и культурой.

1. Опрос проведен по репрезентативной по полу и возрасту выборке взрослого населения г. Калининграда (N=600, ошибка выборки 2,2% (P(t)=0,99))
2. В этом году калининградскому трамваю исполнилось 120 лет.