ЭКО-МОБИЛЬНОСТЬ: условия и перспективы развития велодвижения в Калининграде, 2017

Исследование проводилось в преддверии семинара «Эко-мобильность: создавая доступную и безопасную среду», организованного в Калининграде МЦСЭИ «Леонтьевский центр», Министерством транспорта РФ, Советом Министров Северных стран и Агентством регионального экономического развития.

Целью исследования была оценка состояния и перспектив развития велодвижения и, в целом, эко-мобильности в г. Калининграде.

Исследовательские вопросы заключались в следующем:

  • Какие группы горожан и как часто использует велосипед как средство передвижения? С какими проблемами они при этом сталкиваются? Какие из них являются наиболее значимыми?
  • Как горожане, включая участников велодвижения, оценивают развитость велоинфраструктуры в городе (велодорожки, маршруты, велопарковки, велосервисы)?
  • Каковы перспективы развития велодвижения как альтернативы общественному транспорту? Какие вопросы необходимо решить в первую очередь?
  • Какой прирост в использовании велостранспорта в городе можно ожидать в случае решения наиболее актуальных проблем развития велоинфраструктуры? Может ли развитие велодвижения снизить нагрузку на общественный транспорт и стимулировать отказ от личного автотранспорта?
  • Какова актуальность социальных конфликтов в сфере передвижения в городе (велосипедисты – пешеходы – автомобилисты)? С чем, в первую очередь, они связаны и каковы возможные пути их профилактики?

Исследование проводилось в марте 2017 года с использованием следующих методических процедур:

  • опрос взрослого (от 18 лет) населения г. Калининграда методом личного формализованного уличного интервью (вероятностная районированная выборка, репрезентативная по полу и возрасту, объемом 405 человек),
  • интернет-опрос велопользователей через велосообщества в социальных сетях (выборка «снежный ком», объем выборки – 132 человека),
  • уличное наблюдение за пешеходным и велопотоками для определения пропорции пеших и велоперемещений. Наблюдение проводилось на 31 улице города, суммарное время наблюдений – 33,5 часа.

Результаты исследования

Исследование проводилось в марте, до начала активного велосезона. Тем не менее, за время наблюдения за горожанами, перемещающимися по тротуарам, было зафиксировано 83,1% пешеходов и 16,9% велосипедистов.

405 человек из встреченных горожан приняли участие в опросе. Доля женщин в выборке составила 53,8%, мужчин – 46,2%. Доля работающих респондентов — 45,2%, калининградцев, занятых предпринимательством, — 7,7%, студентов, учащихся и неработающих пенсионеров по 17,5%. Бездетными являются более трети опрошенных (34,8%). В семьях 45,3% респондентов есть один ребенок в возрасте до 18 лет, у18,2% — двое, 1,7% респондентов имеют более двоих несовершеннолетних детей.

Средства и характер передвижения по городу

Почти половина (48,1%) участников опроса отметили наличие в их семье автомобиля, причем в семьях 14,4% калининградцев имеется более одного автомобиля. «Безлошадными» являются семьи 51,9% опрошенных жителей города.

Велосипед имеется почти у трети опрошенных (32,8%). Не имеют велосипеда 53,3%. Еще 13,8% калининградцев в настоящий момент велосипеда не имеют, но планируют его приобрести.

40,5% взрослых горожан перемещаются, в основном, по одному маршруту: из дома на работу / учебу и обратно. 29,9% респондентов отмечают, что много перемещаются в течение дня. 23,3% передвигаются по городу нерегулярно, время от времени.

Большинство опрошенных (70,2%) тратит на повседневные маршруты более получаса: от половины до трех четвертей часа – 32,3%, от 45 минут до часа – 23,5%, более часа – 14,6%, что для такого города, как Калининград, довольно много. Время в пределах 30 минут на обычные перемещения тратят лишь 24,2%.

Общественный транспорт (автобус, троллейбус, трамвай, маршрутка) используется более чем половиной горожан (57,8%), примерно столько личный автомобиль – 37,5%. 10,6% респондентов пользуются услугами такси. Используют велосипед в качестве средства регулярного передвижения 9,4% опрошенных.

Большинство горожан при этом совмещают перемещения на каком-либо транспорте и пешком.

Оценка работы общественного транспорта

Подавляющее большинство опрошенных калининградцев (86,7%) считают необходимым развивать в городе более удобную, доступную, эффективную систему общественного транспорта.

Текущие параметры работы общественного транспорта калининградцы оценивают довольно низко: аналитические индексы невысоки (в целом варьируют в диапазоне от «-2» (очень плохо) до «+2» (очень хорошо)), наиболее низко оценены стоимость поездки (-0,34) и техническое состояние подвижного состава (-0,16), наиболее высоко – расположение остановок общественного транспорта (0,4).

При этом идея развития и оптимизации общественного транспорта поддерживается не только его пользователями (индекс 0,68) и пешеходами (0,64), но – даже в большей степени – автомобилистами и велопользователями (0,73 и 0,72 соответственно). Менее всего в развитии общественного транспорта заинтересованы калининградцы, регулярно использующие для своих перемещений по городу такси.

Пользование автомобилем в городе

Ведущим мотивом использования автомобиля как средства перемещения по городу является, согласно полученным данным, личный комфорт и удобство (63,7%). Далее собственники личного автотранспорта отмечают независимость в перемещениях (43,0%), а также необходимость совершать многократные перемещения в течение дня (35,2%). 34,7% респондентов обосновывают использование автомобиля рабочей необходимостью, а 19,7% — необходимостью перевозить детей. Такой фактор, как низкое качество работы общественного транспорта, сравнительно малозначим — его отметило только 12,4% респондентов – собственников автомобиля. Таким образом, пересадить автомобилизированного калининградца на общественный транспорт – задача, которая может быть решена только существенным повышением качества и комфортности общественного транспорта.

Пешие перемещения

Более половины (56,3%) опрошенных калининградцев перемещаются по городу пешком, помимо использования каких-либо видов транспорта.

Текущее состояние пешеходной инфраструктуры оценивается очень низко. Особенно беспокоят горожан препятствия для пешей ходьбы (бордюры, ямы, лужи и пр.) (индекс -0,72) и состояние тротуаров (-0,55).

Более половины горожан, независимо от предпочтительного способа перемещения, считают, что ключевыми факторами, препятствующими более активным пешим передвижениям по Калининграду являются необходимость преодолевать большие расстояния (56,5%), климатические особенности (дождь, ветер) (53,3%), неудобства, связанные  с наличием детей или тяжелых вещей (43,7%). Треть опрошенных (34,8%) отметила нехватку в городе удобных, безопасных и приятных пеших маршрутов.

Соответственно, 88,6% респондентов выступают за развитие в городе условий для пеших перемещений.

Велосипедное движение

Собственниками велосипедов является треть взрослых горожан, еще 13,8% жителей Калининграда намереваются приобрести велосипед. Половина калининградцев (чаще это люди в возрасте от 40 лет и старше) не планируют обзавестись этим средством передвижения.

Четверть (24,7%) горожан на момент исследования использовали велосипед, однако, средством регулярного передвижения оно оставалось для десятой части калининградцев.

По мнению 61,0% опрошенных, за последние два-три года в городе наблюдается увеличение числа велосипедистов, 21,0% респондентов полагают, что в этом плане ничего не изменилось.

Среди тех горожан, кто использует велосипед в качестве транспорта, около половины делает это независимо от сезона (43,2%) и примерно столько же (45,9%) – делает это только в сезон (лето теплые весна и осень).

Тем, кто велосипедом не пользуется, по их словам, мешают, прежде всего, отсутствие удобной и безопасной велодорожной сети (выделенных велополос, велодорожек) (43,4%), состояние дорог вообще (неудобные съезды, ямы на дорогах и пр.) (37,4%). Не всегда располагает к велопрогулкам и погода (35,2%). Сравнительно важными факторами отказа от велоперемещений являются большие расстояния, дети и тяжелые вещи, специфика одежды, нехватка велопарковок и риск кражи велосипеда.

В целом, оценки текущего состояния велосипедной инфраструктуре в Калининграде, крайне низки, ни одна из них не поднимается выше нуля (по шкале от «-2» до «+2»).

Только 8,3% респондентов катаются по специальным велодорожкам, прежде всего, ввиду их отсутствия в большей части города. Самые смелые (8,3%) всегда ездят по проезжей части. 21,9% велопользователей перемещаются по тротуарам, а 61,5% — по ситуации.

В отсутствие специальной велоинфраструктуры и культуры неизбежно возникают конфликты. 18,0% велопользователей уже попадали в ДТП с участие пешеходов или автомобилистов, а более половины отмечают неуважительное отношение со стороны тех или других. При этом, значительная часть горожан допускает перемещение на велосипеде по тротуарам, оправдывая это отсутствием специальной инфраструктуры. Сами велосипедисты более чем в половине случаев признаются, что не всегда соблюдают правила дорожного движения.

Интернет-анкетирование велопользователей, в целом, подтвердило данные, полученные в ходе массового очного опроса.

Треть горожан (32,9%) стали бы активнее использовать велосипед в случае развития соответствующей инфраструктуры.

Речь, прежде всего, должна идти о создании выделенных велодорожек (86,2%) и оборудовании удобных съездов на переходах и перекрестках (66,0%).

Большинство горожан – 86,9%, независимо от наличия у них велосипеда и опыта его использования в качестве средства перемещения по городу, в той или иной степени поддерживают идею развития велодвижения в городе и регионе, аналитический индекс по показателю составляет 0,65.

Итоги

В целом, исследование показало, что велосипед является для жителей города популярным гаджетом. Четверть взрослого населения катается на велосипеде, хотя часть делает это только на досуге и в специально отведенных местах. Как постоянный транспорт велосипед используется десятой частью горожан. Однако, в случае развития условий и инфраструктуры оба показателя будут расти.

Условия для других типов перемещений – пешего и на общественном транспорте – также, как и велосипедного, оцениваются калининградцами не очень высоко. Таким образом, речь идет не об отдельных элементах обустройства городской среды, но о системных проблемах в ее развитии.

Независимо от предпочитаемого средства перемещения, а также обладания велосипедом и опыта его использования в качестве транспорта, большинство горожан выступают за развитие эффективного общественного транспорта, пешеходной и велоинфраструктуры. Именно с формированием условий, общегородской инфраструктуры связаны перспективы развития велодвижения и, шире, эко-мобильности в Калининграде.